Упоминания о Татарской Слободе в московском районе Замоскворечье известны с XIV века, о ней красноречиво говорят названия местных топонимов: улицы Ордынка, Татарская, Большая Татарская, Пятницкая, Толмачевские переулки…. Здесь веками жили и работали татары, и сейчас еще стоят добротно сработанные ими дома. Потому на Большой Татарской улице появилась и первая в Москве каменная Соборная мечеть, которую теперь называют исторической. А сто лет назад крупный нефтепромышленник из Баку, купец 1-й гильдии Шамси Асадуллаев при участии местных татар неподалеку от мечети, в Малом Татарском переулке выстроил школу для мусульманских детей в четыре этажа, которая сразу же стала и культурным центром. В мае 1917 года тут прошел Всероссийский съезд мусульман, а в довоенное время здесь находилась школа-десятилетка, успешно функционировал татарский культурный центр имени Ямашева, работали всевозможные кружки. Можно с уверенностью утверждать, что все деятели татарской культуры, находившиеся в Москве в то время, так или иначе, соприкасались с этим Домом.
*****
В этих исторических местах тесно сплелись судьбы молодого актера, студента режиссерского отделения Московского Государственного театрального института Газиза Айдарского и студентки Московской консерватории, певицы Сары Садыковой. Поженились они в 1924 году и поселились неподалеку, подле мечети «в маленькой комнатке с византийским окном, на первом этаже двухэтажного дома без всяких удобств, именуемом общежитием. Вели студенческий образ жизни, связанный по тем временам со многими лишениями» - пишет в книге «Память сердца» появившаяся здесь же на свет в 1925 году их дочь, Альфия Айдарская. Это было здание мектебе, стоящее и поныне. Этажом выше жила семья имама Абдуллы Шамсутдинова, с которой подружились Газиз и Сара. Сюда частенько захаживал их общий друг поэт Муса Джалиль и другие представители молодой татарской интеллигенции. Время было голодное и холодное, но любовь и дух творчества позволили счастливой паре, как на картине Марка Шагала «Над городом», воспарить в высоком полете над тяготами повседневной жизни. «Нет, те годы не согнули их, а обогатили и укрепили их знания, надежды на лучшее будущее» - вспоминает Альфия Газизовна. Вот и сейчас, свет этих ярких звезд, поднявшихся над древней Татарской Слободой, освещает путь тем, кто старается сберечь огонек татарской культуры в столице России.
В 1925-1926 годах в Казани Газизом Айдарским с успехом была осуществлена постановка первой татарской оперы «Сания» С.Габяши, где в главной роли выступила несравненная Сара Садыкова, которую стали звать потом «татарским соловьем».
В расположенном в Малом Татарском переулке рабочем клубе была организована под руководством Г. Илызова, режиссеров Г. Айдарского и Г. Саттарова драматическая труппа, которая ставила спектакли на татарском языке. Позднее в 1924-1933 годах, вплоть до своей смерти, Газиз Айдарский становится художественным руководителем и главным режиссером Московского центрального татарского рабочего театра (государственного!), гастролировавшего по всей стране, постановки которого неизменно прерывались овациями от пения «татарского соловья»...
...Прошли годы. После длительного перерыва в стенах Дома Асадуллаева снова зазвучала татарская речь. На той же исторической сцене, где некогда выступали корифеи татарского искусства Газиз Айдарский и Сара Садыкова, стоит их дочь, посвятившая после завершения карьеры балерины свою дальнейшую жизнь сохранению памяти великих родителей. Из года в год здесь она проводит замечательные концерты, раскрывающие их творчество.
Вот и сегодня в Доме Асадуллаева звучит татарская музыка, выступают именитые артисты.
За роялем профессор Маргарита Коварская. В ее исполнении звучат произведения С.Садыковой. Каждый раз, знакомя публику с богатством ее творчества, будь то романс, народная песня, инструментальная музыка, М.Коварская говорит о ней, как о талантливом, ярком и мудром представителе своего народа. Музыка звучит свежо, современно, и в этом немалая заслуга исполнителя, опыт которого придает партитуре особое звучание. Близкое знакомство с произведениями татарских композиторов повлияло на ее творческую судьбу: многие годы М. Коварская щедро не только делится музыкой своих земляков со зрителем, но и передала свое влечение внуку в наследство.
Арсений Коварский, флейтист, студент Казанской консерватории, в его репертуаре часто звучит татарская музыка. На сцене дуэт Коварских исполняет «Попурри» из мелодий С.Садыковой. Чарующие звуки наполняют зал, и публика снова в восторге!
Музыка С.Садыковой – живая классика, доносящая до нас интонации народных песен. Вот почему она интересна разным поколениям слушателей, доступна восприятию, волнует и радует.
Невольно возникают картинки из собственного детства . Трудные послевоенные годы, всем в стране нелегко. Бывало родители приходили с работы уставшими, дома - голодные дети, полно проблем, но в редкие свободные минуты, когда они вспоминали о татарском театре в Доме Асадуллаева, о Саре Садыковой, глаза их загорались ярким огнем, голос звучал мягче, и проблем, как не бывало.
Скрипач Марат Ахметов в разговоре с публикой, признается в любви к творчеству С.Садыковой. Профессор, талантливый музыкант в составе замечательных концертов не раз одаривал москвичей своими выступлениями. Виртуозное владение инструментом заводит зал с полуоборота. Одна мелодия сменяет другую, публика подпевает, рукоплещет - волшебная карусель счастья, да и только. По воспоминаниям очевидцев, такой же заводной была и Сара-ханум, в ней столько природного обаяния, что не поддаться ему было невозможно. Горящий взгляд, нежный, волнующий голос и неподдельная искренность – то, что любили и за что тянулись к ней люди. И в песнях ее они узнавали себя. М.Ахметову удалось передать ту магию, которую источала Сара Садыкова. И сейчас в зале ощущалось ее присутствие. Потрясенный зритель, по-разному выражал свои эмоции: аплодировал, плакал, смеялся - главное не оставался равнодушным. То, к чему стремится каждый артист – всеобщему признанию, у Марата-эфенди получилось блестяще. С сожалением он отметил, что и в стране, и в мире практически неизвестна музыка татарских композиторов. Поэтому каждый раз, выступая с сольными концертами в городах России, Финляндии, Германии, Турции он неизменно слышит слова восхищения творениями своих земляков, как от соотечественников, так и от взыскательного европейского слушателя.
Каждый концерт, организованный А. Айдарской, открывает немало звезд, среди которых талантливая молодежь.
Знакомьтесь, Ришат Ахмадуллин, студент Казанской консерватории, актер театра им. Г. Камала. Продолжая традиции больших мастеров, он представляет монолог Григория Незнамова по пьесе А.Н.Островского «Без вины виноватые» (“Гаепсездән гаеплеләр”) - «за матерей, которые бросают своих детей». В патетическом обращении описывает несчастье детей, терпящих нужду и насмешки окружающих. В этой роли когда-то блистательно выступал на татарской сцене Газиз Айдарский, а также плеяда знаменитых актеров: В. Дружников, В. Шалевич, О.Стриженов и др. Примерить на себя одежды таких мэтров, не каждому хватает таланта, а Ришату оказалось по плечу. Внешнее преображение, убедительная речь заставили поверить зрителя, что перед ним разочарованный человек, покинутый матерью и друзьями. Исповедь героя, весьма органично прозвучала на татарском - так, как исполнял ее незабываемый Газиз Айдарский в начале прошлого века. Зал взорвался от восторга.
«Отец, вспоминает А. Айдарская, - прекрасный, драматический актер трагедийного плана и один из первых профессиональных режиссеров с высшим образованием. Как режиссер, опиравшийся на метод Станиславского, он требовал от актера правды и искренности и сам выкладывался до конца».
Р. Ахмадуллин блеснул и своими вокальными способностями, исполнив песню С.Садыковой о казанских студентах. Пел задорно, с огоньком, чем приятно удивил зрителя.
Умеет же Альфия –ханум открывать молодые таланты!
«Мать, продолжает А.Айдарская, - популярная драматическая актриса, оперная певица и композитор-мелодист. Творчество Сары Садыковой отражает многоплановые аспекты национальной культуры. Погружение в ее музыку актуально и по сей день. Ведь не зря говорят, что загадку можно разгадать, а к тайне надо приближаться и лишь постигнув ее глубину, начинаешь понимать истинное искусство.»
К тем, кому интересно творчество композитора, можно смело отнести студентку Высшей школы искусств КФУ Рушанию Мушарапову, которая в качестве дипломной работы выбрала творчество С.Садыковой. Для большей убедительности своим предпочтениям, обладая прекрасным сопрано, исполнила романсы на ее музыку. Красива, стройна, достойно держится на сцене и удивительно поет. Душа радуется, когда видишь такую талантливую смену.
«В 1925 году - пишет А.Айдарская, была поставлена опера «Сания», – это произведение, рассказывающее в художественно-реалистических тонах о жизни татарской деревни. Роль Сании Сара Садыкова исполнила с большим мастерством. Фатых Амирхан с радостью писал: "Главную роль в опере "Сания" С.Габяши написал специально для С.Садыковой, ее чистого, льющегося, словно журчащий родник, голоса. Молодая певица с большим успехом выдержала экзамен перед казанской публикой и осталась в ее памяти, как создательница образа прекрасной девушки».
Только сейчас, спустя много лет, появилась возможность восстановить эту партию, и ее исполняет лауреат конкурса вокалистов им. Сайдашева, замечательная певица Зульфия Зарипова. Говорят, женский вокал проходит через сердце, так случилось и в этот раз. Зазвучал ее высокий голос и все замерли от восторга. Зульфия часто исполняет песни С.Садыковой, а также те, что были в ее репертуаре, и говорит, что петь их легко и радостно.
Сара Садыкова и Газиз Айдарский - эти имена для нас неразделимы. Каждый своим творчеством внес весомый вклад в формирование татарской самобытности. Газиз-эфенди родом из деревни. Там прошли его детские годы, где с молоком матери он впитал народные обычаи, традиции, язык, что впоследствии отразилось в его творчестве. В память о местах, где родился и рос, а это была деревня Айдар, взял себе и звучную фамилию – Айдарский. В жизни известный театральный деятель был скромным, порядочным, отзывчивым человеком, по отзывам старых мастеров сцены, отличался благородством души и интеллигентностью.
Как написано в книге «Память сердца», отца своего, Альфия-ханум почти не помнит, но только спустя несколько десятков лет, восстанавливая его жизнь по крупицам, она с гордостью может сказать: «…именно такие люди, занимавшиеся подвижничеством, горевшие и сгоравшие на своей работе, увлеченные как отец, двигали дело вперед, способствовали развитию татарского сценического искусства. Вечная благодарность последующих поколений театральных деятелей им всем…».
С приношением к Г.Айдарскому выступил лауреат Международных конкурсов, з.а. РТ Айдар Габдинов. Каждый раз, будучи непременным участником этих памятных концертов, он радует слушателя неувядаемым профессионализмом и глубиной создаваемых образов. Особо хочется отметить песню «Деревня – золотая колыбель» о том, что всегда хранил в сердце Газиз-эфенди. Тенору удалось точно воссоздать атмосферу татарского аула с его фольклорными акцентами, народными шутками и ершистым характером.
Певца сменил баянист. Как же красиво - широко и размашисто заиграл баян! З.а. РТ Ахмет Каримов, которому выпало счастье, будучи еще мальчишкой, сопровождать на гастролях великую Сару-ханум. Если учесть, что его спутником оказался человек, чьи познания татарского характера, его трудолюбия, языка, музыкальности имели такие глубокие корни, то можно представить, какую ценную школу прошел наш баянист.
В каком бы жанре не творила Сара Садыкова ее сочинения выделялись задушевным мелодизмом, мелизмами, не умещающимися в пяти линейках нотного стана. Именно благодаря этим «вкусностям», ее песни почти сразу же становились народными и исполняются до сих пор. И не только татарами. Недавно выяснилось, что мотив бурятской народной песни «Степная кукушка» совпадает с «Беренче мәхәббәт» («Первая любовь») Сары Садыковой. Имя автора до бурятских степей не дошло, но мелодия-то жива!
Совместные выступления А.Каримова с С.Садыковой оставили отпечаток в его творчестве, чем он с радостью поделился и с нами. На сцене не только умудренный опытом, открытый, приятный человек, но и мастер, которому подвластна вся палитра возможностей инструмента. Только, при сочетании этих качеств исполнение волнует слушателя так, как произошло и на этот раз.
Песни С.Садыковой давно на слуху у каждого музыканта, певца. Выросло не одно поколение, воспитанное на ее произведениях. Развитие татарской эстрады трудно представить себе без задушевных, веселых и искрометных песен. Послушайте только, как звучит ее «Акбузат». На сцене лауреат международных конкурсов Рустем Асаев, и его красивый баритон разливается по залу, заполняя пространство светом и радостью. «Крылатый конь, возник, летит он вольно над родным «Тугаем». Зал с возгласами «браво» долго рукоплещет артисту.
От лица зрителей хочется выразить огромную благодарность за те минуты радости, которые мы вместе пережили. Только в моменты эмоциональных встрясок таких, как сегодняшний концерт, острее ощущаешь принадлежность к своему народу и от этого, кажется, и чувствуешь себя иначе, и жить хочется по-другому.
*****
… Г. Айдарского не стало в 31 год. Умер он от туберкулеза в октябре 1933 г. В некрологе, написанном М. Джалилем, говорится, что кончина, человека такого масштаба, оборвала все надежды, связанные с его вкладом не только в национальную, но и в мировую сокровищницу. Соратники отмечали в нем страстное и преданное отношение к делу …
Его жена, С.Садыкова прожила долгую жизнь, наполненную музыкой. Страдания, выпавшие на долю женщины, сделали ее стойкой и мужественной. Творческое наследие этого человека огромно, еще долго в сердцах людей будут звучать ее мелодии… Но писала она и стихи, наверное, для души. В одном из стихотворений есть такие строки:
... Знаю, все проходит - я уйду однажды.
Жизнь не повторится и не будет дважды,
Я же не напелась и не насмеялась,
Красотой безмерной не налюбовалась!
В травы б мне улечься, мне б в цветы зарыться,
Чтоб не надышаться - запахом упиться.
Чтоб забыть однажды обо всем на свете...
Чтоб немую песню шелестел мне ветер.
(перевод с тат. В.Агафонов).
Особую благодарность хочется выразить Альфие-ханум. Она, уже порядка десяти лет, организовывает свои незабываемые концерты. Одному лишь Богу известно, сколько пришлось претерпеть ей на своем долгом, сложном, но, несомненно, счастливом веку. Стойкий характер помог ей с достоинством исполнить свой дочерний долг: по крупицам восстановить семейную хронику, а главное - собрать и сохранить творческие достижения родителей, подарить это достояние тем, кому оно предназначалось – татарскому народу. Это пример многим, ведь немало выдающихся татарских деятелей сейчас оказалось незаслуженно забытыми, так как у государства, которому создавали славу, до них не доходят руки из-за частых перемен то ли в политике, то ли в экономике.
Неутомимая Альфия Айдарская до сих пор ведет большую работу в этом направлении, не жалея и собственных средств. Она продолжает встречаться с писателями, композиторами, поэтами, артистами, простыми людьми - с теми, чья судьба пересекалась с жизнью ее родных. Записывает воспоминания, отзывы, стихи и музыкальные произведения, созданные матерью, собирает работы, письма и дневники отца. Пишет статьи, издает книги. Например, только в книге «Память Сердца» собраны материалы 57 авторов – представителей разных национальностей и профессий.
Благодаря усилиям Альфии- ханум, в Татарстане учрежден музыкальный фестиваль им. С.Садыковой, работает школа и музей ее имени. Ее дело продолжается и на сайте «Сара моӊнары» («Мелодии Сары») http://sarasadykova.su, где для всеобщего доступа предоставлено более 150 произведений композитора и другие материалы, действует Творческий Союз имени С.Садыковой.
Многолетняя деятельность Альфии Газизовны Айдарской, ее огромный вклад в дело сохранения и пропаганды татарской культуры несомненно заслуживают почетного звания «Заслуженный деятель культуры Республики Татарстан».
*****
Для нас, москвичей, «Татарская Слобода» - это топонимическое понятие, внутри которого происходила концентрация национального духа, зарождались истоки нашей московской татарской самобытности. Дом Асадуллаева вновь оказался в самой гуще этого вращения, в центре татарской жизни столицы, к которому притягиваются поколения соплеменников в поисках своего «я», духовной подпитки, дабы не потерять собственное лицо в огромном мегаполисе. И в этом особая роль принадлежит деятелям культуры, своим творчеством связывающих татар, в единую цепь, что и делает нас не толпой, но Народом.
Судьба двух выдающихся личностей С.Садыковой и Г.Айдарского, что яркими красками расцвела в Татарской Слободе, вплелась в стоящие здесь здания и улицы так, что невольно тут и там ощущаешь их присутствие.
Пусть гений места даст тебе совет;
Тот, кто потока направляет след,
Иль гордый холм поднимет до небес,
Иль обратит в театр уступов дольних срез….
(А.Поуп «Послание к лорду Берлингтону» пер. Д.Соколова)
Связь человека с местом его обитания - загадочна, но очевидна. Пусть «гении места», а их здесь было немало, вдохновляют новые поколения московских татар на творческие поиски во имя своего народа, пусть вечным будет их полет над Татарской Слободой!
Москва, 2015
См. также фильмы:
Газиз Айдарский. Театрга багышланган гомер» («Газиз Айдарский. Жизнь,отданная театру.») - http://sarasadykova.su/zhizn.htm,
Сара Садыкова и Газиз Айдарский - "Аура любви" - http://sarasadykova.su/aura.htm.
|