Имя Сары Садыковой известно всему татарскому народу, память о ней хранится в сердцах людей. Её шестидесятипятилетний творческий путь - это и путь, пройденный её
народом. Песенное творчество композитора, уходящее корнями в фольклор, отличается проникновенностью и народностью.
Сара Садыкова является самой последовательной продолжательницей музыкальных традиций Салиха Сайдашева и одновременно новатором: она привнесла в татарскую музыку танго
и фокстрот. Первое её танго «Жду тебя» на стихи Ахмеда Ерикеева было написано в 1942 году и имело огромный успех и широкое распространение. Народ назвал его «Татарским танго». Песни Сары Садыковой очень разнообразны:
лирические, шуточные, героико-патриотические, о любви, дружбе, весёлые вальсы, романсы, марши, песни в танцевальных ритмах...
Друзья и почитатели таланта Сары Садыковой разбросаны по всей России и ближнему зарубежью. У неё было родственное отношение к
русскому народу. Об этом говорят такие её песни, как «Моя Россия», «У нас, Россия, общая судьба», «Гузэль Москва» к 800-летию столицы России, «Не русский я, но россиянин», «Юрий Гагарин», «Девятай» и многие другие сочинения. Она была
интернационалистом по сути и истинным патриотом своей республики. Нельзя слушать без волнения её прекрасный гимн «Татарстан — моя республика» на стихи Наби Даули, она оставила после себя песни-памятники, посвящённые городам и сёлам нашего
Татарстана. Родной Казани посвящены восемь песен на стихи Ахмеда Ерикеева, Гульшат Зайнашевой, Сибгата Хакима, ХасанаТуфана и Роберта Миннуллина.
В течение всей своей жизни Сара Садыкова была наставницей талантливой молодёжи, наставницей в самом высоком и прекрасном значении этого слова. Вся её большая просветительская и другая общественная деятельность на поприще
татарского музыкального искусства была направлена на его развитие, она старалась привить молодым трудолюбие, целеустремлённость, научить находить верную дорогу в жизни и свою «тропинку к душе народной».
Сару Садыкову первой из татарских девушек в 1922 году направляют на учёбу в Московскую консерваторию. Классик татарской литературы, учёный, просветитель и общественный деятель Галимджан Ибрагимов, увидев её в благотворительном
спектакле в пользу голодающих «Буз егет», показанном студентами педагогического техникума, где она училась, в статье «Перед великими свершениями» в газете «Известия Татарстана» от 21 марта 1922 года похвалил её исполнение, сказав, что она «своей
игрой и пением пробудила у народа глубокую надежду...».
|
Женщины-общественницы — пенсионерки города Казани. С. Садыкова, 3. Камалова, М. Мирвалеева, Дж. Абрамова, Г. Болгарская, 3. Бурнашева,
М. Палютина, С. Сатеева (сидят, справа налево); И.Сакаева, X. Салихова, М. Сафина-Сульва, Б. Ильясова, М.Уразаева, 3. Садыкова, Г. Гильфанова, X. Парсина, X. Тарпищева, С. Сакаева (стоят, справа налево).
22 марта 1965 |
Родилась Сара Садыкова в центре Казани на улице, которая сейчас носит имя Парижской коммуны, в доме № 18. В гостях. Когда она «с разбоем», как сама выражалась, нежданно-негаданно появилась на свет среди шумного застолья,
все, кроме её отца, растерялись. Он снял с себя белоснежную рубашку, в неё завернули новорождённую и отдали ему на руки.
Так гласит семейная легенда. От матери ей достался талант певицы, а отец сделал всё от него зависящее, чтобы она стала такой, какой мы её знаем, любим и помним. Родители нарекли её красивым восточным именем Бибисара. Жаль, что
со временем ласковая, нежная приставка «Биби» исчезла, и появилось популярное в татарском музыкальном мире имя Сара Садыкова.
Это имя в татарской музыкальной жизни уникально. Популярность и слава Сары Садыковой в народе росла из года, ибо она раскрывалась перед ним новыми, неожиданными и яркими гранями своего дарования. Становление и развитие
татарского профессионального искусства в двадцатые — тридцатые годы XX столетия тесно связаны с именем Сары Садыковой. Она стояла у истоков. Разносторонность её дарования поражает: драматическая актриса Московского Татарского театра, затем
Татарского академического театра имени Галиасгара Камала, творившая в содружестве и под руководством Карима Тинчурина, Тази Гиззата, Салиха Сайдашева, одна из первых исполнительниц музыкально-драматических героинь; артистка Татарского
государственного театра оперы и балета (лирико-колоратурное сопрано), создавшая незабываемые образы в первых национальных операх. Кстати, партия главной героини в опере «Сания» была написана специально на её голос.
«Сестрёнка Сара, природа одарила тебя задушевным, красивым голосом, а учительницей можно быть и без красивого голоса. Ты пение не бросай», — этими добрыми словами Фатих Амирхан определил судьбу студентки
педагогического техникума.
|
Артисты С. Садыкова, Ю. Крещелюнас, Г. Булатова, Г. Ибрагимова, 1939 |
«В 1933 году во время летних гастролей театра имени Г. Камала в Баку Сара Садыкова с большим успехом исполнила заглавные роли в спектаклях «Голубая шаль», «Наёмщик», «На Кандре», — вспоминал актёр Татарского
академического театра имени Галиасгара Камала И. Султанов. — Особенно поражало её мастерство драматической актрисы в роли Фариды («На Кандре»). Её партнёрами были артисты Ш. Шамильский и Т. Гиззат. В концертной программе Сара Садыкова пела песню
Галиябану, «Соловей» С. Сайдашева и множество татарских и башкирских народных песен. Зрители не отпускали её со сцены, просили повторного исполнения, буквально забросали цветами. А зрители-азербайджанцы дарили букеты и говорили: «Диэсэн, бу гыз,
татарон бюльбюле дор» («Наверное, эта девушка и есть татарский соловей»).
Сара Садыкова как замечательная драматическая актриса и как известная певица, чья творческая деятельность достигла высот художественного мастерства, внесла огромный вклад в развитие профессионального вокального исполнительства,
в создание оперного искусства в Татарстане.
Редкой красоты, богом данный голос Сары Садыковой был отшлифован профессором Московской консерватории Марией Григорьевной Цыбущенко. Голос этот был хорошо знаком и любим её современниками. Знакомясь с западноевропейской и
русской классикой, Сара Садыкова, к счастью, не теряла национального колорита в исполнении татарских народных песен, осталась «дочерью татарского народа», что в дальнейшем явилось главным фактором небывалой популярности в народе её музыкальных
сочинений. Татарские песни она любила украшать колоратурами, всевозможными мелизмами, форшлагами, вплетая их в мелодию словно кружево. Салих Сайдашев своего «Соловья» адресовал Саре Садыковой, которая и явилась первой его исполнительницей, вводя
в исполнение песни колоратурные вариации. Также музафаровские «Пой, соловушко» и «По ягоды» сегодня исполняются с колоратурными украшениями Сары Садыковой. В конце 20-х, — начале 30-х годов прошлого века были широко распространены пластинки с
записью всех этих песен, также татарских, башкирских народных песен в исполнении Сары Садыковой. О великолепном знании Сарой Садыковой родного фольклора и безупречном исполнении ею народных песен писали многие деятели искусства.
|
Участники концерта на оптико-механическом заводе в Дербышках. Н.Теркулова, Дж. Саляхова, С. Садыкова, Ф. Юсупов |
Сара Садыкова уже тогда была знаменитой артисткой, которая объездила с гастролями всю страну, пела и в Большом театре, и на Всесоюзном радио, и в народе её знали как «татарского соловья». Она блистала как московская
татарская певица. Именно в Москве, на высочайших образцах музыкального и театрального искусства раскрылся её актёрский, вокально-сценический талант. Тесная связь с Казанью была всегда.
Сегодня Сара Садыкова известна любителям музыки как композитор-мелодист, автор трёхсот сорока пяти песен и восемнадцати спектаклей (пьесы, драмы, комедии, водевили, сказки), поставленных в театрах Татарстана и Башкортостана, два
из которых — крупные музыкально-сценические произведения. В них звучат сто девяносто шесть песен.
В каком бы жанре ни писала Сара Садыкова, самое ценное в её произведениях — задушевный мелодизм, «мелодия души», мелизмы, не умещающиеся в пяти линейках нотного стана. Многие её песни уже давно стали народными. Выросло не одно
поколение людей, воспитанных на её мелодиях. Развитие татарской эстрадной песни трудно представить без задушевных и весёлых, искромётных песен Сары Садыковой. Её высоконравственные и по-прежнему актуальные песни обязательно ещё послужат делу
воспитания чувства прекрасного в человеке.
При жизни композитора её песни регулярно появлялись на страницах газет и журналов, народ подхватывал их буквально на лету, с нетерпением ждал новых. Певцы, осваивая песни, мелодии прямо с нотного стана, ещё «тёплыми» отдавали их
на суд слушателей. Многие песни Сара Садыкова адресовала конкретным певцам. Она дарила их артистам, а они с любовью и благодарностью несли их дальше, за пределы своей республики. И сами становились популярными благодаря современным по интонации и
ритму, всегда актуальным песням Сары Садыковой.
|
Почётные гости семьи Рафиковых Хасан Туфан (четвёртый слева в верхнем ряду) и Сара Садыкова (четвёртая
слева в первом ряду). 1968 |
Теофиль Готье сказал: «Когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного». Она была бескорыстным художником, умела радоваться успеху коллег. Самым большим её богатством были песни. Она являлась их отражением. В её
духовном мире соединялись черты западной и восточной культур, причудливо переплетались гуманистические и социальные идеи и религиозные мотивы, что обогащало её творчество. Сара Садыкова могла с головой окунуться в сокровищницу нашей богатой
культуры, читать шедевры древности в подлиннике, умела красиво, нараспев читать Коран. Словом, умела брать лучшее отовсюду, и это переплавилось, воплотилось в её песнях.
В последние годы жизни Сара Садыкова работала на износ. Много писала, много ездила на гастроли, общалась с людьми, выступала в концертах, на творческих вечерах и юбилеях коллег, активно участвовала в работе Союза композиторов.
Вся её неуёмная энергия была направлена на то, чтобы успеть сделать как можно больше доброго, полезного для родного искусства, для своего народа.
Жизнь Сары Садыковой — чистая, полноводная и бурливая река, жизнь романтичная и трагичная, полная лишений, унижений, мужественной борьбы и счастливого труда, но никогда — спокойная.
К восьмидесятилетию со дня рождения Сары Садыковой в ноябре 1986 года вся республиканская печать уделила ей немалое внимание. С тех пор её светлое имя не забывается. Память о ней не угасает, и люди просят увековечить её, создать
в родной Казани музей, назвать её именем одну из здешних улиц, установить ей памятник по проекту Рады Нигматуллиной (одобренному, кстати, правительством в 1997 году). Этот памятник видится в самом оживлённом месте города, ведь она всегда была в
гуще народной. В центре японской столицы Токио установлен памятник первой исполнительнице первой японской оперы «Чио-Чио-сан». Думается, справедливо и достойно поставить памятник в татарской столице Казани первой исполнительнице первой татарской
оперы «Сания». А главный памятник — любимые народом песни — Сара Садыкова уже воздвигла.
Журнал "КАЗАНЬ" № 10-11 2006 г.
|