Елена НИКОЛАЕВА,
искусствовед
С-Петербург – Уфа
НЕРАСТРАЧЕННЫЙ ТАЛАНТ
(татарская тема в творчестве Винеры Абдуллиной)
Имя скульптора Винеры Абдуллиной пока еще известно не всем. В настоящее время Винера продолжает свое обучение в аспирантуре творческих
специальностей Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской Академии художеств Но сколько уже побед и достижений! А сколь силен ее творческий потенциал, можно понять, хотя бы раз посетив
аспирантскую мастерскую.
Татарка по национальности и по духу, она несет в своем творчестве традиции русской реалистической художественной школы, обращаясь к различным жанрам и темам, среди которых большое, стабильное и естественное внимание уделяется,
конечно, татарской теме.
Винера Абдуллина родилась в Ленинграде, в простои татарской семье. Мама - Закия Махмутова, родом из деревни Семеновка, Горьковской (Нижегородской) области, близ станции Сергач. Отец Завий Махмутов из далекой уфимской деревни.
Сначала учеба в обычной общеобразовательной школе, затем в художественной школе, так называемой СХШ (ныне художественный лицей имени Б.В.Иогансона), 3 года упорных и настойчивых стремлений к поступлению в институт имени
И.Е.Репина, затем 4 года обучения в художественном училище имени В.Серова. Наконец, успешное поступление в Институт, успешное обучение в нем и успешное завершение с присвоением квалификации - «художник-скульптор».
Перечисляя имена педагогов Винеры, следует отметить, что их невозможно выстроить в определенный хронологический ряд. Здесь разговор особый. Все творческие педагоги Винеры продолжают оставаться ее учителями. Они не оставляют ее,
она продолжает прислушиваться к их замечаниям, продолжает учиться у них всегда, постоянно. Виктор Иванович Бажинов - скульптор, педагог художественного лицея, Павел Онуфриевич Шевченко - скульптор, доцент, Борис Алексеевич Пленкин - скульптор,
академик.
Чем была знаменательна творческая жизнь Винеры Абдуллиной до сегодняшнего дня, как она шла к своему сегодняшнему творческому умению, как развивалась, что ее отличало как ученицу, как студентку?
Выделяться и становиться среди лучших в скульптуре она стала сразу. Еще обучаясь в училище имени В. Серова, она выиграла конкурс, проводимый среди учеников, на придумывание какого-либо декоративно-скульптурного пятна для
установки перед зданием училища. Ваза со стилизованным рисунком, выполненная Винерой Абдуллиной была сразу исполнена в материале, сразу установлена, и стоит по сей день. В период скульптурного студенчества - участие во всех доступных
художественных конкурсах, неоднократные победы в конкурсах персональных грантов, участие во многих выставках. Зритель уже знает такие работы, как «Четки», «Исми азан» (99 имен Аллаха) (керамика, 1990 год), «Птичка» (керамика, 1999 год);
«Распутин» (керамика, 1996 год), «Материнство» (гипс тонир., 1997 год) и работы «Первая любовь», «Материнство», «Танец», «Цыганка», выполненные в бронзе в 1998 году, как и многие другие. Выпускнице института имени И.Е.Репина Винере Абдуллиной
была присуждена годовая государственная стипендия Союза художников России.
Все у нее как у лучших учеников и все по-особенному. Это коснулось, в частности, дипломной работы. На диплом была выбрана тема цыганского танца. Помимо
скульптурной композиции на заданную тему членам Государственной экзаменационной комиссии были продемонстрированы 13 бронзовых плакеток с изображениями жен декабристов, работы эти были выполнены во время студенческой практики. Произошло то, чего
никогда не бывало на защитах дипломных работ. Комиссия была так потрясена и восхищена увиденным, что в нарушение всяких правил и норм, в одночасье изменила тему диплома, включив в нее портреты. Таким образом, работы, выполненные на практике, были
так высоко оценены, что вместе с главной скульптурной дипломной композицией были признаны дипломной работой и оценены на отлично, как дипломная работа.
Говорить, писать, думать о творчестве Винеры Абдуллиной можно до бесконечности. К сожалению, всех мыслей, эмоций, всей информации, которую хотелось бы изложить, не смогут вместить газетные строки. Поэтому, ограничив себя
определенной задачей, постараемся рассказать о главном, и наиболее емко.
Конечно, в первую очередь - это татарская тема. Ее нельзя назвать ведущей в творчестве Абдуллиной. Но она - генетическая, она неотъемлемая. Эта тема является потребностью. Если посчастливится попасть в мастерскую скульптора, то
можно увидеть ряд замечательных композиций, выполненных в разное время на эту тему. Это работы для души, поэтому они все здесь. Их никто не выпросит, их никому не подарят, они не продаются, потому что они всегда должны быть рядом, в них сила
скульптора, они дают мастеру новые импульсы и вдохновение. Что же это за работы? Какова тематика?
Расположим их в хронологическом порядке. Сначала «Мулла» (гипс тонированный, 2001 год), затем «Пастух» (гипс тонированный. 2001 год), «Крестьянская девушка»
(гипс тонированный, 2001 год), «Служитель мечети» (цветной пластилин, 2002 год) и другие. Сейчас в творчестве Винеры Абдуллиной новый всплеск татарской темы - новые сюжеты, иные задачи. Появились композиции «Сабантуй», «Мужской танец», «Бабай»,
«Куколка», «Молодая женщина с коромыслом» и другие. Это фигурки небольшого размера, выполненные в гипсе. Они достаточно реалистичны, но с определенными и ощутимыми элементами декоративности. В первую очередь они очень интересны по своей задумке,
во вторую - по воплощению. Они хороши по пластике исполнения, по умению мастера передать в гипсе фактуру ткани, меха. Прекрасно вылеплены образы, метко схвачены настроение, порыв. И фигурки живут в пространстве, общаются с ним. Мастер планирует
перевести работы в бронзу. У Винеры есть удивительное, хотя, видимо, и вполне естественное для настоящего скульптора свойство. Она не успокаивается на достигнутом. Ей все время хочется менять, совершенствовать. И в данном случае это не просто
слова. Кто наблюдает за ее творчеством, тот является постоянным свидетелем тому. Вот, например, композиция под названием «Сабантуй» Ну всем хороша и оригинальна. Молодая
женщина в национальной праздничной татарской одежде, в легкой красивой юбке, коротком жакете с меховой оторочкой, в меховой пышной шапке, с длинными косами, а на голове самовар, да, да м аленький такой декоративный самовар. Вот такая декоративная, очень реальная зарисовка, увиденная на одном из татарских праздников. Чего не хватает скульптору? Ведь всем хороша
работа, и удалась «Нет,- говорит Винера, я ее переделаю. Эту сохраню, но сделаю другую. Может в большей степени декоративную, а там увижу».
Один из номеров программы выступлений
ансамбля танца Республики Башкортостан (2007 г.)
Творчество Винеры Абдуллиной многогранно. Есть у нее мелкая пластика, есть керамика, есть станковая скульптура, есть монументальные работы, как например, парковая композиция, установленная в Финляндии, есть 2-х метровый Давид
(уменьшенная копия) и многое, многое другое.
Принцип мастера - «хочу», «интересно», «буду делать», «хочу посмотреть, что получится».
Что отличает Винеру как скульптора? Работоспособность, сильнейший творческий потенциал, просто-таки неуемная потребность проявляться в скульптуре и какая-то даже всежанровость: хочется попробовать все. А ведь и можется все. Есть
поговорка: на все руки мастер Винера Абдуллина - на все жанры мастер, о чем свидетельствуют и многие другие ее замечательные работы.
Из газеты «НУР» (Спб), март-апрель 2002 г., №3-4(66-67)
Примечание. В настоящее время Винера Абдуллина успешно защитила диссертацию, создала ряд заметных произведений, о которых частично рассказано и на нашем сайте. Ее произведения теперь выходят и на международный уровень.
|